одной строкой

Юбилей Московского нефтеперерабатывающего завода. Как все начиналось!

80 лет назад в столице добыли первую тонну бензина

Фото из газеты «За Крекинг». Источник vm.ru Фото из газеты «За Крекинг». Источник vm.ru

Путь флагманского предприятия в нефтепереработке неразрывно связан с историей столицы и москвичей, экономикой страны, успехами и достижениями промышленности. Но с чего начиналась история Московского крекинг-завода, знают немногие. К счастью, факты из прошлого остались в воспоминаниях работников и архивах, об этом пишет «Вечерняя Москва».

Советская экономика начала 1930-х просто задыхалась без бензина, смазочных материалов и химического сырья. Шла индустриализация, открывались автомобильные и тракторные заводы — нужно было топливо. Чтобы получить такую продукцию использовали крекинг — переработку нефти и мазута при высокой температуре и давлении. 13 апреля 1935 года Наркомат тяжелой промышленности принял решение о строительстве крекинг-завода рядом со столицей. К тому времени в СССР уже действовало несколько подобных предприятий, но все они располагались вблизи мест добычи нефти. Московский крекинг-завод решили построить там, где в нефтепродуктах нуждались сильнее всего. Столичная область и центральная часть страны были самыми густонаселенными и быстрее всего развивались.

Сырьем для столичного бензина должен был служить бакинский мазут, а доставлять его могли только баржами. Строить завод решили рядом с Москвой-рекой. Уже 26 июня 1935 года выбрали площадку — возле селения Капотня (в то время оно было в десяти километрах от столичной границы и относилось к Люберецкому району Московской области).

До конца 1935 года успели настелить автодорогу до Люберец и до железнодорожной станции, построили гараж и два барака. В феврале 1936 года в заснеженное поле пришли первые бригады и приступили к земляным работам. Справились всего за месяц. Помогли местные крестьяне: они отвозили выкопанный из траншей мерзлый грунт на место будущей дамбы. 5 апреля того же года торжественно уложили первый кубометр бетона. В августе — программу выполнили на 129%.

В начале 1937 года стройка лишилась генерального подрядчика, из-за чего получилась настоящая неразбериха. Какое-то время работа шла без технического проекта и генеральной сметы. Чертежи постоянно обновлялись, приходилось ломать и заново укладывать бетонные конструкции и по несколько раз отправлять на переделку уже изготовленные детали. В дефиците то и дело оказывались перчатки, резиновые сапоги, лопаты с прочными черенками.

— Лопаты, которые нам дают, годятся только делать гряды, — с пониманием дела писал в газету «За крекинг» землекоп Нечайник. Технику Вязьмину поручили ответственное задание — запроектировать фундамент под два насоса. Несмотря на должность, работать он мог, только если кто-то из коллег в свободное время уступал ему свой стол и чертежные инструменты. Думается, необходимые канцелярские принадлежности в конце концов нашлись: обращение в газету обычно помогало.

Сроки сдачи завода и нефтебазы несколько раз переносились. Объект первоначально планировали открыть к 15 июля 1937 года. В расчете на этот срок первую партию нефти отправили по Волге в Москву. А в Чагине к тому времени не был готов даже причал…

Тем не менее строили с энтузиазмом. В сентябре 1936 года на стройке насчитывалось 200 стахановцев — в 6 раз больше, чем в феврале того же года. 40 из них ежедневно выполняли по две нормы. От желающих выкладываться по полной, отбоя не было. Мотивация поддерживалась не только моральным поощрением (портретами в газете и на доске почета), но и деньгами. Многотиражка приводила в пример бригадира бетонщиков Степана Зеленина: в апреле 1936 года он получил 380 рублей, а в августе — 490 рублей, «купил хорошее пальто жене, себе… хороший пиджак, <…> дорогой стол и венские стулья».

С апреля 1937 года открылись вечерние курсы для работников, которые хотели бы потом поступить на завод операторами крекинг-установок и лаборантами. Но только собственными кадрами обойтись не удалось. Пришлось привлекать сотрудников со стороны. 27 августа 1937 года газета «За крекинг» рассуждала о том, что заводу потребуется 134 «эксплуатационника» — инженеры, операторы, лаборанты. 45 уже есть, еще 61 человек найдется, а вот «28 же инженерно-технических работников нужно вербовать <…> с других предприятий и учебных заведений».

Первую крупную победу одержали 25 октября 1937 года — тогда поставили на сушку заводскую котельную. В этой местности, где до этого были разве что колхозные поля, впервые увидели очертания промышленного предприятия. Потом настал черед центральной распределительной электроподстанции, компрессорной и водоканализации. Датой рождения завода считается 1 апреля 1938 года. В тот день директор Николай Иосифович Мухин, приняв рапорт о готовности крекинг-установки, произнес заветное: «Пуск!». К 14:40 была получена первая тонна подмосковного бензина.