Прокуратура ЮВАО разъясняет: Противодействие распространению наркотиков и их рекламе в сети «Интернет»
Интернет прочно вошел в повседневную жизнь людей: без электронной почты теперь немыслимы ни работа, ни общение с друзьями, а сайты глобальной сети стали полноценными торговыми площадками.
Наркотики и их распространение давно стало главной проблемой правоохранительных органов всех стран мира и развитие «Интернета» лишь усугубило эту проблему.
Незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими продолжают развиваться с нарастающими темпами, представляя серьезную угрозу национальной безопасности нашей страны. Наркомания, как результат незаконного оборота наркотических средств и их аналогов оказывает разрушительное влияние на социально-экономическое состояние страны, на духовную жизнь общества, на генофонд народа, способствует распространению смертельно опасных заболеваний, приводит к увеличению числа преступлений, связанных с наркоманией и наркобизнесом.
Конституция Российской Федерации (п. «м» ст. 71) гласит производство наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в соответствующие списки.
Государственная политика в сфере оборота наркотиков направлена на установление строгого контроля за ним, раннее выявление незаконного наркопотребления, сокращение числа больных наркоманией и количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная политика строится на принципе приоритетности мер профилактики незаконного потребления наркотиков, профилактики наркомании и правонарушений, а также на стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
В России действует государственная монополия на культивирование наркосодержащих растений, разработку, распределение, уничтожение, производство, изготовление, переработку и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ. Правовое регулирование деятельности в этой сфере осуществляют федеральные органы государственной власти. Негосударственные организации и объединения не вправе осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Пропаганда наркотиков, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно — телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) в этих целях запрещаются.
Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц — от 40 до 50 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн.
рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления (ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 2 статьи 36 Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 36-ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» суды, рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.